Menu
RSS

Новые риски морской и страховой отрасли в 2014 году.Исследование "Allianz"

Число убытков, связанных с потерей судов, продолжает снижаться. В 2013 году в мире зарегистрировано 94 случая гибели судов, хотя это лишь второй раз за последние 12 лет, когда эта цифра опустилась ниже 100.

 

Об этом говорится в ежегодном Отчёте о безопасности морских перевозок - 2014 (Safety and Shipping Review 2014) "AllianzGlobalCorporate and Specialty" ("AGCS"), в котором представлен анализ заявленных случаев гибели судов с валовой регистровой вместимостью более 100 БРТ (брутто-регистровых тонн).  По сравнению со 117 заявленными случаями в 2012 г. количество таких убытков снизилось на 20 %. В 2013 г. наблюдалось также значительное улучшение в отношении среднего количества убытков за последние 10 лет с 2003 г. - общие мировые потери судов снизились на 45 %. «Более 90 % торговых грузов в мире перевозится морем. Поэтому безопасность судов, выполняющих международные перевозки, и маршрутов таких перевозок жизненно важна для мировой экономики», - говорит Тим Донни, глава Департамента консалтинга морских рисков "Allianz".

Мировая тенденция снижения убытков обнадёживает, однако предстоит проделать большую работу по обеспечению безопасности как для самих судов, так и для их груза, команды и пассажиров - в особенности в азиатских водах. Страховщики обращают большое внимание на такие важные вопросы, как обучение персонала и управление безопасностью - о человеческом факторе нельзя забывать, как и о проблеме нехватки квалифицированного персонала. Но также следует помнить о том, что с развитием отрасли возникают и новые риски, и нужно быть готовыми к их появлению.

 

Азия имеет самый высокий уровень морских убытков

Более трети случаев полной гибели судов в 2013 г. было сконцентрировано в двух морских регионах. Как и в 2012 г., наибольшее количество случаев полной гибели (18 судов) произошло в Южно-Китайском море и акватории Индокитая, Индонезии и Филиппин. На втором месте стоят Япония, Корея и Северный Китай (17 случаев полной гибели). Более 2-х лет спустя после катастрофы лайнера «Коста Конкордия» ("Costa Concordia") безопасность пассажирских судов остаётся задачей первоочередной важности, тем более что по прогнозам количество случаев гибели пассажирских судов в 2014 г. впервые с 2002 вновь достигнет цифры 100. Наиболее проблемной зоной остаются страны Азии, в особенности в отношении малых пассажирских судов и паромов. Это подтверждает столкновение парома «Св. Фома Аквинский» с другим судном недалеко от Себу (Филиппины) в августе 2013 г, приведшее к гибели как минимум 116 человек.

«Следует выяснить, каким образом судоходные компании в Азии оценивают безопасность и техническое состояние судов, в особенности когда речь идёт о внутренних перевозках, - отмечает капитан Ярек Климчак, старший консультант "AGCS" по морским рискам. - Их понимание стандартов технического состояния и безопасности может иногда отставать от европейского уровня на 50 лет и более».

 

Общие убытки в ТОП-10 регионов мира в 2002 - 2013 годах


В мире более трети погибших судов составляют грузовые. Кроме них двузначным числом также измеряется количество потерь рыболовных судов и сухогрузов. Полная гибель в 2013 году в азиатских водах сухогрузов "Harita Bauxite" и "Trans Summer" показала, насколько опасно несоблюдение правил обращения с насыпными грузами. Эксперты полагают, что главной причиной аварии в обоих случаях послужило высокое содержание влаги и последующее разжижение и нестабильность сыпучего груза.

Наиболее частой причиной гибели судов в прошедшем году было затопление (погружение под воду или заполнение водой), зачастую под действием погодных условий, ставших причиной гибели почти в 75 % случаев. Эта цифра значительно превышает как показатель 2012 года (47 %), так и среднее годовое значение за последние 10 лет (44 %). 

Отчёт содержит данные не только о полной гибели, но и о количестве убытков по регионам. Последний показатель наиболее высок для Чёрного и восточной части Средиземного моря, где это количество составляет 464, или 18 % от мирового, которое в 2013 году составило 2596, включая гибель приписанного в турецком порту Текирдаг судна "Hantallar". Его возраст составлял 108 лет - это старейшее судно, по которому была зарегистрирована полная гибель. Этот регион отличается высокой загруженностью морских путей и низким уровнем управления безопасностью в сочетании с большим количеством старых судов в плохом техническом состоянии.

Вот ещё несколько фактов, о которых сообщается в отчёте: за прошедшие 10 лет наибольшее количество убытков при морских перевозках приходилось на район Британских островов; в северном полушарии наибольшее количество таких убытков в году (в том числе случаев полной гибели) приходится на январь; в южном полушарии таким месяцем является июль.

 

Нападения пиратов по-прежнему вызывают беспокойство

По данным Международного морского бюро, в 2013 г. число пиратских нападений в мире снизилось на 11 % - до 264 заявленных случаев. Из них 106 произошло в Индонезии, где пиратство с 2009 г. выросло на 700 %. Большинство таких нападений по-прежнему составляют случайные мелкие грабежи, совершаемые небольшими группами людей. Однако треть заявленных нападений в этих водах произошла за последние три месяца 2013 года. При этом велика вероятность, что в отсутствие контроля над ситуацией пиратские нападения приобретут более организованный характер.

«Горячей точкой» организованного пиратства становится Гвинейский залив: 48 нападений в 2013 году, или 18 % от мирового количества. В то же время значительно сократилось в 2013 году количество нападений в Сомали - всего семь случаев по сравнению со 160 нападениями в 2011-м. Авторы отчёта считают, что морские патрули способны полностью ликвидировать пиратство в Сомали в последующие два года.

 

Новые риски

Условия работы судоходных компаний становятся всё сложнее. Этим была обусловлена необходимость нововведений: размеры судов были увеличены, чтобы наиболее эффективно использовать «эффект масштаба», конструкции судов подверглись изменениям, компании стали применять альтернативные виды топлива. Одновременно с этим в летние месяцы появляются всё новые экономичные арктические маршруты, для которых также характерны определённые риски. 

 

Размеры судна 

В 2013 году было спущено на воду крупнейшее из известных контейнерных судов. Его длина - более 400 метров, а вместимость - свыше 18000 стандартных контейнеров (двадцатифутовый эквивалент). Тенденция продолжается. Эксперты отмечают, что каждые 4-5 лет вместимость судов повышается в среднем на 30 %. Это означает, что к 2018 г. можно ожидать появления контейнеровозов вместимостью до 24000 стандартных контейнеров.

Убытки по морским рискам этих «мегакораблей» могут быть огромными. Представьте, например, ущерб от перерыва в работе порта, вход в который окажется перекрытым в результате аварии такого судна. Вдобавок к этому спасание имущества после подобного происшествия может потребовать небывалых затрат и невероятно сложных манипуляций. В некоторых случаях, в особенности если это произойдёт в открытом море, для подъёма всех контейнеров могут понадобиться многие месяцы. Возможный убыток огромен, а наступление его при таких размерах не так уж маловероятно. Плюс ко всему работа с такими случаями - пока ещё неизведанная область для спасателей.

 

Увеличение числа судов на сжиженном природном газе 

К 2020 году ожидается резкий рост применения сжиженного природного газа в качестве судового топлива. Здесь также существуют определённые факторы опасности. Так, множество портов, никогда прежде не работавших со сжиженным природным газом, начнут осуществлять в доках заправку газом.

Необходимо установить, какие риски принесут в отрасль суда на сжиженном природном газе. Серьёзную проблему представляет хранение такого топлива и обращение с ним на борту судна. Сейчас немногие знают, как обращаться с таким топливом, а значит, необходимо будет изменить идеологию и ввести соответствующее обучение.

 

Арктические перевозки 

 

Ежегодное количество убытков при морских перевозках в водах Северного полярного круга возросло с 7 в 2002 - 2007 до 45 в 2009 - 2013 годах. Треть из них (а это вдвое больше среднего количества для других регионов) произошла по причине повреждения машин и оборудования в результате работы в тяжёлых условиях.

Журнал "Рынок страхования" № 3, март 2014 год.

 

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить