29
Пт, март

Социальная справедливость, или За чей счёт банкет?

Уровень любого развитого общества прежде всего оценивается по степени социальной защищённости социально уязвимых слоев населения, наличию материальной компенсации гражданам в случае потери трудоспособности, качеству медицинской помощи и её доступности. Казахстан в этой связи старается не отставать от мировой практики и постоянно совершенствует законодательство, регулирующее эту сферу.

 

Причем для организации системы обеспечения социальных гарантий работникам при исполнении ими своих служебных обязанностей в соответствии с лучшей международной практикой с 2007 года привлекаются и страховые компании. За прошедшие 6 лет методом проб и ошибок наработан значительный рыночный опыт по классу обязательного страхования работника от несчастных случаев на производстве (ОС РНС), и, похоже, настало время серьёзных шагов для решения накопившихся проблем.

На ошибках учимся

Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» был принят 7 февраля 2005 года и введён в действие с 1 июля 2005 года. На сегодняшний день законодательство, в рамках которого предоставляется социальное обеспечение инвалидов и лиц, потерявших кормильца, представляет собой три источника:

- государственное базовое пособие по инвалидности и потере кормильца в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях»;

- государственное базовое пособие по инвалидности и потере кормильца в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях»;

- страховые выплаты из страховых компаний в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей».

Уже в первые годы работы по этому обязательному классу страхования у страховщиков и регулятора возникало множество вопросов, которые последовательно решались внесением поправок в законодательство.

Изменения в Законе об обязательном страховании работника от несчастных случаев, введённые в 2010 году, позитивно повлияли на развитие данного вида страхования и его реализацию страховыми организациями. Но при моделировании, скорее всего, была не изучена адекватность страховых выплат, поскольку реализация Закона ОС РНС в текущей редакции ставит множество вопросов о справедливости осуществляемых выплат лицам, которые могут быть в дальнейшем трудоустроены, а в текущей ситуации лишены заинтересованности в переквалификации и трудоустройстве, поскольку будут получать выплаты, обеспечивающие их и их семьи на всю жизнь.

Для примера воспользуемся расчётом АО КСЖ «ГАК» по выплатам на основе данных за 2011 год 43-летнему работнику с наиболее частым диагнозом "хроническая радикулопатия" со стойкой утратой профессиональной трудоспособности (СУПТ) - 50 %, III группа инвалидности):

- единовременная выплата из АО "ГАК" - 1 512 000 тенге;

- ежемесячная выплата из АО "ГАК" - 62 559 тенге;

- ежемесячная выплата из ГЦВП - 12985 тенге;

- ежемесячная выплата из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) - 14 934 тенге;

- заработная плата на новой должности - 50 000 тенге.

Из расчёта видно, что ежемесячный доход работника в 2011 году с учётом единовременной выплаты составил 266 478 тенге. В данном случае доход работника от социальных выплат значительно превышает его доходы, которые он имел ранее - 100-110 тыс. тенге в месяц, при этом работник не предоставляет сведений о прохождении лечения, реабилитационных мероприятиях, способствующих приостановлению развития хронической болезни.

Описанная проблема касается страховых выплат работникам, которым установлена стойкая утрата трудоспособности или установлена степень утраты профессиональной трудоспособности на бессрочной основе. Эта проблема начала возникать в 2011 году, то есть только по прошествии 6 лет с момента ввода в действие Закона. Причём на сегодняшний день стало очевидно, что приблизительно в 2013 - 2014 годах эта проблема может охватить весь рынок повсеместно, поскольку прогнозируется стремительный рост выплат по отложенным убыткам страховыми компаниями, ранее заключившими договоры по ОС РНС.

Корень проблемы состоит в том, что согласно действующему законодательству инвалиды в Республике Казахстан обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закреплённых Конституцией Республики Казахстан, другими законодательными актами, включая права на образование, свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой. Таким образом, работник, утративший профессиональную трудоспособность, вправе заниматься другой трудовой деятельностью. В результате страховая компания не оплачивает возникшие риски, связанные с потерей трудоспособности, а выполняет функцию государства/ГФСС, обеспечивая 100-процентное пожизненное содержание пострадавших работников (в том числе с предсказуемыми хроническими заболеваниями).

Основные вопросы, которые сейчас волнуют рынок, связаны с ростом случаев профессиональных заболеваний, которые по своей природе обусловлены систематическим и длительным воздействием вредного производственного фактора, при этом вероятность получения работником заболевания высока. Отсутствие разграничений в видах хронических заболеваний, по которым осуществляются выплаты, способствует распространению таких случаев в отраслях, не связанных с тяжелыми (опасными) условиями труда. При этом широкий спектр хронических заболеваний (от хронического бронхита до хронических заболеваний, вызванных отравлением асбестом) способствует значительным страховым выплатам из страховых организаций.

Согласно статистическим данным (см. таблицы 1 и 2) в Республике Казахстан с 2009 года наблюдается значительный рост первично установленных профессиональных заболеваний. При этом необходимо учитывать, что обозначенный рост будет отягощён убытками в результате переосвидетельствования (продления стойкой утраты профессиональной трудоспособности). По некоторым оценкам размер отложенного (дополнительно ожидаемого) убытка по действующим аннуитетам составляет 38,5 млрд тенге. В случае реализации отложенных убытков в размере 38,5 млрд тенге размер полученной страховой премии за 5 лет не будет покрывать размеры выплат по действующим договорам (см. таблицу 3).

Таблица 1. Результаты освидетельствований по первичному установлению степени утраты профессиональной трудоспособности (УПТ) свыше 30 % по данным Медико-социальной экспертизы (МСЭ) - (трудовые увечья + профессиональные заболевания)

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты освидетельствований по первичному установлению степени утраты профессиональной трудоспособности (УПТ)

 

 

 

 

Таблица 3. Страховые премии и страховые выплаты по ОС РНС, в млрд тенге

 

 

 

 

Учитывая трэнд роста профессиональных заболеваний, приходим к выводу, что система ОС РНС становится убыточной, даже без учёта общих и административных расходов страховых организаций. В связи с тем, что основная нагрузка по выплатам приходится на страховые компании, государство создало отложенную проблему, поскольку при потере финансовой устойчивости многие работники в будущем не смогут получать выплаты.

Проблема обрастает глобальностью ещё и по причине того, что отложенные убытки по таким случаям не зарезервированы, "пожизненная УПТ" носит случайный характер, то есть может наступить, а может и не наступить, следовательно, данные случаи не заявлены и соответственно не учтены в обязательствах страховой компании. У компаний по общему страхованию нет методики резервирования по страховым случаям, связанным с профессиональными заболеваниями, соответственно - нет резервов и выделенных на это активов. По истечении 6 лет с момента первого освидетельствования компании общего страхования (КОС) должны будут оплачивать всю сумму единовременно в компании страхования жизни (КСЖ). В случае выплат по профессиональным заболеваниям доход компании может снизиться в разы и при этом возникнет чистый убыток, который может привести к банкротству многих компании, в портфелях которых имеются предприятия с профессиональными больными. Кроме того, надо отметить, что с января 2012 года КОС по сути лишились доходов по ОС РНС, которые могли бы частично перекрывать возникающие в будущем убытки из-за передачи класса страхования ОС РНС исключительно в компании страхования жизни.

Системные риски помимо этого усугубляются ещё и случаями прямого страхового мошенничества и злоупотреблениями отдельными гражданами нормами законодательства, которое, как уже было отмечено, далеко от совершенства.

Индустрия имени Остапа Бендера

Правовые коллизии всегда становятся благоприятной средой для любителей «лёгких денег», и практика применения законодательства об обязательном страховании ответственности работодателя не стала исключением. Начиная с 2010 года, когда были приняты поправки по вопросам единовременной выплаты и компенсациям по профессиональным заболеваниям, судебная практика значительно обогатилась случаями решения споров в пользу работодателя или работника, зачастую лишёнными здравого смысла и полными внутренних противоречий.

Так, к примеру, в некоторых случаях, особенно это касается крупных работодателей и вредных производств, где недобросовестные действия работодателей имеют место с момента заключения договора обязательного страхования, когда при заключении договора предприятия в большинстве случаев не сообщали о работниках с выявленными профессиональными заболеваниями.

Сведения о количестве несчастных случаев на производстве, а также о количестве и характере профессиональных заболеваний требуются страховым организациям для оценки всех рисков и составления прогнозов о вероятном количестве страховых случаев. Соответственно размер уплачиваемой предприятием страховой премии также напрямую зависит от предоставляемой статистики и фактического количества профессиональных травм, заболеваний и смертей при исполнении работниками трудовых и служебных обязанностей.

Стали учащаться случаи, когда в течение действия договора страхования работодатели начали представлять документы, подтверждающие установление работникам профессиональных заболеваний задолго до заключения договора страхования. Например, Акты формы Н-1 были составлены работодателем ещё в 1995 и 1996 годах, то есть за десять лет до введения требования об обязательном страховании ответственности работодателя, и работодатели, обладая сведениями об установлении работникам профессиональных заболеваний, умышленно не сообщало о них страховой организации при заключении договора страхования для уменьшения размера оплачиваемой страховой премии, а впоследствии предъявило требования к страховщику.

В помощь недобросовестным работодателям выступают и судебные органы: отсутствие единообразной судебной практики и чёткого толкования действующего законодательства приводит к одновременному вынесению противоречащих друг другу решений судов.

Первоначально моментом наступления страховых случаев по обязательному страхованию ответственности работодателя страховщики признавали дату составления работодателем Акта Н-1 о несчастном случае на производстве - травме или заболевании. В последующем судами Восточно-Казахстанской области (области, где сконцентрированы крупнейшие казахстанские предприятия с наличие вредных производств) была внедрена практика, когда страховой случай считался наступившим только при установлении органами медико-социальной экспертизы утраты профессиональной трудоспособности. Это было выгодно предприятиям, поскольку все работники, которым работодатель не осуществил возмещения по установленным заболеваниям, были отправлены за получением страховых выплат.

Позднее в 2010 году, после внесения изменений в законодательство, моментом наступления страхового случая все-таки было установлено утверждение Акта Н-1 работодателем. С этого времени судьи выносят одновременно решения, по которым страховщики обязаны осуществлять выплаты как с момента утверждения АктаН-1 о несчастном случае, так и с момента установления утраты профессиональной трудоспособности. То есть судами на страховщиков возлагаются обязанности оплаты профессиональных заболеваний, о которых в момент действия договоров страхования они надлежащим образом уведомлены не были.

Кроме того, если ранее страховщики выплачивали расходы на лечение и лекарственные средства по факту предоставления подтверждающих документов, то с 2010 года были предусмотрены единовременные выплаты по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья. Теперь страховщики начали осуществлять единовременную выплату, дальнейшее использование которой ничем не подтверждается, и не факт, что пострадавший работник направляет эти средства на реабилитацию своего здоровья. Причем нередки случаи получения единовременной выплаты по частичной утрате трудоспособности разной степени и по разным заболеваниям одним работником в разных страховых компаниях, что серьёзно увеличивает размер совокупно полученных выплат от страховых компаний. Известны случаи, когда работником были получены единовременные выплаты в трёх компаниях по одному акту установления нетрудоспособности, содержащему информацию о трёх установленных профессиональных заболеваниях. Совокупный объём полученных выплат составил более 6 млн тенге!

При этом нужно особо отметить, что старые договоры страхования, заключенные в период 2005 - 2009 годов, таких условий, не содержали, так как при их заключении подобных положений в законодательстве не существовало. Но судами, несмотря ни на условия заключенных договоров страхования, ни на положения Гражданского кодекса, в котором прямо указывается, что заключенные до внесения изменений договоры должны исполняться на прежних условиях, ни на истечение срока исковой давности (требования заявляются спустя шесть-семь лет), выносятся решения, которые обязывают страховщиков осуществлять единовременные выплаты.

Противоречие судебных решений и судьи, и руководители областного суда комментировать отказываются, ссылаясь на возможное нарушение прав работников. При этом все перечисленные проблемные вопросы существенно нарушают права страховых организаций, вызывают длительные судебные споры, которые в конечном счёте нарушают права работников на своевременное и полное получение возмещения за утраченное на производстве здоровье.

Международный опыт

Проблема, с которой сейчас столкнулись казахстанские страховщики, уже имеет наработанную практику решения в развитых странах. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, около 10 % населения в мире являются инвалидами. Эксперты разных стран сходятся в одном - увеличение доли инвалидов в структуре населения является устойчивой тенденцией. Неблагоприятные социально-экономические факторы и изменения в характере трудовой деятельности вызывают рост доли лиц, получающих инвалидность в трудоспособном возрасте.

Типичной для большинства стран становится тенденция к росту зависимости инвалидов от социальных пособий. Особую обеспокоенность при этом вызывает не только увеличение затрат на социальное обеспечение инвалидов и пенсионеров, но и крайне низкий показатель возобновления трудовой деятельности среди получателей государственной помощи. Во многих странах лишь незначительное число представителей самых младших возрастных групп получателей пособий в течение трудоспособного периода жизни приступают к труду и приобретают ту или иную степень независимости от социального обеспечения. В подавляющем же большинстве случаев прекращение выплат социальных пособий по инвалидности связано с достижением получателями определённого законом пенсионного возраста и их переходом на пенсионное обеспечение.

По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), пассивная компенсационная политика уже не может удовлетворить потребности общества. Предоставление льгот определённым категориям населения должно осуществляться параллельно с программами по расширению трудовой интеграции, всецело поощряющими возвращение частично трудоспособных инвалидов к трудовой деятельности и их посильное участие в трудовой и социальной жизни.

Примером усилий в данном направлении может служить реформа социального обеспечения инвалидов, проведённая в Нидерландах. До 2006 года социальные пособия в этой стране гарантировались как при полной, так и при частичной потере способности к труду. В результате реформы право на получение пособия по инвалидности было закреплено лишь за лицами с полной и необратимой потерей трудоспособности. Инвалидам с остаточной трудоспособностью социальное пособие больше не выделяется, однако государство оказывает содействие по части возобновления или продолжения этими гражданами трудовой деятельности.

На ужесточении условий получения пособия по инвалидности, снижении размера выплат, а также активной социальной политике и стимулировании занятости инвалидов сосредоточили свои усилия и скандинавские страны. Основной целью финской пенсионной реформы стало практическое обеспечение права на раннюю реабилитацию и трудовую интеграцию - в соответствии с этим принципом органы, рассматривающие обращения о предоставлении пособия, теперь принимают решения исходя из оценки функциональных возможностей инвалида, а не имеющихся у него ограничений жизнедеятельности.

Характерной особенностью реформ социальной политики целого ряда европейских стран стало смещение акцента с ограничений жизнедеятельности на возможности развития и применения остаточных и потенциальных способностей человека с инвалидностью.

Однако в Республике Казахстан до сих пор по степени ограничения профессиональной трудоспособности устанавливается степень утраты трудоспособности работника. Поэтому предложения по совершенствованию системы обязательного страхования работника от несчастных случаев направлены в основном на:

- повышение ответственности работодателя за улучшение условий труда путём разделения выплат со страховой организацией;

- применение более сбалансированного подхода к управлению доходами и расходами, что обеспечит стабильность и финансовую устойчивость страховых организаций;

- исключение случаев страхового мошенничества при осуществлении страховых выплат и оплате страховых премий, поскольку предполагается, что страховая премия и страховая выплата будут зависеть от фиксированного показателя;

- обеспечении большего участия страховой организации в выплатах по тяжёлым формам утраты трудоспособности (степень УТП от 30 % до 100%) и меньшую зависимость от лёгких форм (степень УТП до 30 %).

 

Основные предлагаемые поправки в действующее законодательство по вопросам ОС РНС

  1. Сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина (в возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др.), увеличивается пропорционально индексу потребительских цен (ранее с официальным увеличением минимальной заработной платы).
  2. В рамках мер по оптимизации страховых выплат и исключению дублирования выплат из различных источников вред в части утраченного заработка возмещается на срок установления утраты трудоспособности, но не более достижения пострадавшим пенсионного возраста, установленного законодательством о пенсионном обеспечении.
  3. В целях единообразного применения индексации возмещения вреда предусматривается при увеличении работодателем, признанным ответственным за причинённый вред, размера средней заработной платы работника такой же профессии и квалификации, лицам соответствующей профессии и квалификации, получавшим возмещение вреда в соответствии с настоящей статьёй, производится перерасчёт сумм, включенных в расчёт утраченного заработка (дохода), определяемых в процентах к увеличенному среднему месячному заработку (доходу), соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии её - общей трудоспособности с применением коэффициента 0,75.

При осуществлении страховых выплат, связанных с возмещением работодателем вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, работодатель обязан возместить положительную разницу между индексацией сумм возмещения на среднюю заработную плату, предусмотренной частью первой настоящего пункта, и индексацией страховых выплат пропорционально индексу потребительских цен за предыдущий год.

  1. Также в целях единообразного применения индексации вреда исключается ранее существовавшая норма о том, что при повышении в установленном законодательными актами порядке минимального размера заработной платы суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья и смертью потерпевшего, увеличиваются пропорционально повышению минимального размера заработной платы. Теперь индексация будет проводиться только пропорционально индексу потребительских цен.
  2. В целях исключения выплат по незначительным и спорным случаям присвоения СУПТ по аналогии с обязательным социальным страхованием теперь предусматривается возмещение вреда работодателем в полном объёме при отсутствии у работника страховых выплат и при установлении работнику утраты трудоспособности от 5 до 29 процентов. Также при наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.
  3. С учётом существенной концентрации и монополизации системы ОС РНС вновь предоставляется возможность заключения договоров ОС РНС как страховыми организациями по страхованию жизни, так и страховыми организациями общего страхования.
  4. В целях исключения коллизии с нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан, предусматривающего неосуществление выплат при наличии грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя, теперь при страховании ответственности работодателя исключается норма о наличии либо отсутствии вины пострадавшего работника. То есть страховые выплаты в случаях утраты профессиональной трудоспособности либо смерти работника производятся в любом случае.

8. Кроме того, дано чёткое определение момента наступления страхового случая. Моментом наступления страхового случая являются:

- по несчастным случаям, повлекшим установление работнику степени утраты профессиональной трудоспособности либо смерти, - дата акта о несчастном случае;

- по профессиональным заболеваниям - дата заключения Республиканского государственного казённого предприятия «Национальный Центр гигиены труда и профессиональных заболеваний».

  1. В целях применения единообразного подхода при сборе страховых премий и осуществлении страховых выплат предлагается при определении фонда оплаты труда принимать ежемесячный доход каждого работника в пределах десятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

10. Также в рамках мер по оптимизации страховых выплат по ОС РНС предлагается ограничить учитываемый при определении размера страховой выплаты размер среднемесячного заработка (дохода). Размер среднего месячного заработка (дохода), учитываемый для расчёта подлежащего возмещению утраченного заработка (дохода), не должен превышать десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. При том суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья или со смертью потерпевшего, выплачиваемые по договору обязательного страхования работника от несчастных случаев, также увеличиваются пропорционально индексу потребительских цен за предыдущий год.

11. Ранее существовавшую норму о том, что в случае установления работнику степени утраты профессиональной трудоспособности производится страховая выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, предлагается исключить с целью стимулирования работодателя к профилактике профессиональных заболеваний. Также предложено работодателю осуществляться выплаты по профзаболеваниям согласно фактическим расходам работника с учётом гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. При этом страховая выплата, причитающаяся работнику в качестве возмещения вреда, связанного с утратой дохода работником в связи с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от 30 до 100 процентов включительно, будет осуществляться страховщиком. При этом размер страховой выплаты, осуществляемой страховщиком, предполагается уменьшать на сумму государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, специальных государственных пособий, социальной выплаты, назначенной на случай утраты трудоспособности из Государственного фонда социального страхования. Данная норма предусматривается с целью осуществления синхронизации выплат из различных источников для исключения дублирования.

Также немаловажно, что страховая выплата по возмещению вреда будет производиться в течение срока установления утраты трудоспособности, но не более достижения пострадавшим пенсионного возраста.

12. В целях упорядочения процедуры и своевременного заключения договора аннуитета, а также исключения фактов недобросовестного отказа страховых аннуитетных компаний в заключении договоров аннуитета проектом предусматривается усовершенствованный порядок заключения договора аннуитета.

Важным моментом законодательных изменений является то, что в целях применения адекватного и справедливого подхода в части размеров компенсаций для переосвидетельствований, произошедших после вступления в силу предполагаемых изменений планируется распространить изменения в законодательстве на переосвидетельствования утраты профессиональной трудоспособности, возникающие после и вступления в силу изменений.

Журнал "Рынок страхования", ноябрь-декабрь 2013 г.