20
Сб, апр

Всероссийский союз страховщиков подготовил для Службы Банка России по финансовым рынкам ключевые показатели эффективности (KPI) мер страхового надзора и регулирования.

KPI в целом были одобрены на заседании президиума союза в четверг, следует из материалов президиума, имеющихся в распоряжении агентства "Прайм".

 

Планируется, что разработанные индикаторы будут представлены ВСС на встрече с руководителем СБРФР 17 октября с представителями ассоциаций различных участников финансового рынка. Помимо страховщиков, KPI по своему направлению должны будут представить брокеры, управляющие, представители НПФ и т. д. Служба планирует использовать эти индикаторы для внутренней оценки своей работы.

Страховое сообщество предлагает индикаторы по трем группам: регулирование и надзор, развитие рынка и защита прав потребителей.

Самый большой набор показателей (всего 14) касается регулирования и надзора участников страхового рынка. По мнению ВСС, индикаторами могут быть средний срок получения лицензии, количество вступивших в силу решения судов, отменяющих или изменяющих ранее примененные надзором санкции к страховщикам (менее 10% к 2020 году), а также количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика (более 80% случаев к 2020 году).

Часть индикаторов из этого раздела связана с показателями, характеризующими финансовое состояние страховщиков. Например, предлагается оценить уровень достаточности капитала, при этом конкретный KPI не обозначен, так он зависит от методики расчета, значение комбинированного коэффициента (характеризует эффективность страховой деятельности, менее 102% к 2017 году), адекватность сформированных страховых резервов (у 95% страховщиков резервы оценены как адекватные к 2017 году).

В области развития рынка, ВСС предлагает как достаточно традиционные индикаторы, которые например, используются в стратегии развития страховой отрасли до 2020 года и связаны с долей страховых премий в ВВП, структурой страховых премий и объемом страховых взносов на душу населения, так и новые KPI. В частности, речь идет о доле выплат страховщиков в общем ущербе от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий (более 40% к 2020 году), доле граждан, пользующихся страховыми услугами (без учета ОМС более 60% к 2020 году).

Также характеризовать развитие рынка могут доля домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием (более 70% к 2020 году), доля застрахованного квартирного фонда, (более 70% к 2020 году) и доля автовладельцев, имеющих полис автокаско (более 70% к 2020 году). Часть KPI этого раздела касается показателей деятельности страховщиков, так предлагается оценивать среднюю долю расходов на ведения дела (менее 30% к 2020 году), комиссионное вознаграждение по видам страхования.

С учетом непростой ситуации с защитой прав потребителей и огромным количеством исков к страховщикам ВСС предлагает в качестве индикаторы использовать число судебных разбирательств по страховой тематике, в том числе связанных с недостаточной информированностью клиентов, долю внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров (более 50% к 2020 году).

Другими показателями могут стать уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (более50% к 2020 году) и размер страховых выплат по судебным и досудебным решениям по отношению к совокупным выплатам.