19
Пт, апр

Минфин России считает, что введение обязательного страхования имущества от стихийных бедствий противоречит нормам законодательства

Минфин не изменил свою позицию по вопросу обязательного страхования имущества от стихийных бедствий и считает, что создание такой системы невозможно в силу действующей модели гражданского законодательства и ряда иных причин, говорится в имеющемся в распоряжении агентства "Прайм" ответе Минфина на поручение председателя правительства Дмитрия Медведева.

 

Проработать соответствующий вопрос премьер-министр поручил Минфину 19 сентября. А 30 сентября эта тема возникла снова на совещании по выделению помощи пострадавшим на Дальнем Востоке. "Я хотел бы, чтобы мое мнение было незамедлительно доведено до Минфина. Мы так и не решили вопрос по обязательному страхованию. Мне не представляются убедительными бесконечные отговорки, которые на эту тему делали некоторые наши коллеги", - сказал тогда глава правительства на совещании с вице-премьерами.

Между тем в письме, подписанном замглавы Минфина Алексеем Моисеевым, делается акцент на то, что вопрос введения обязательного страхования имущества уже неоднократно прорабатывался с заинтересованными министерствами и ведомствами с привлечением Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и в качестве аргументов о невозможности создания такое системы Минфин приводит следующие доводы.

АРГУМЕНТЫ

Минфин отмечает, что возложить на собственника обязанность страховать свое имущество невозможно в силу статьи 935 ГК. Кроме того, неизбежно встает вопрос о соответствии института обязательного страхования имущества Конституции РФ.

Ведомство также полагает, что в отсутствии единого порядка определения стоимости жилья, а также общедоступной базы данных о стоимости имущества граждан и юридических лиц невозможно будет точно установить страховую сумму по договору страхования. Это наряду с иными факторами будет создавать предпосылки для возникновения споров относительно определения страховых сумм и размера страховых выплат при наступлении страховых случаев.

Минфин обращает внимание на то, что введение новых видов обязательного страхования негативно воспринимается гражданами в связи с недоверием к коммерческим страховщикам, а с учетом невозможности повсеместного контроля большая часть имущества, особенно в отдаленных местностях, останется незастрахованной.

"Потребуется дополнительный анализ <..> объема бюджетных расходов на обязательное страхование имущества и увеличения нагрузки на граждан и организации, в связи с возложением на них обязанности по уплате страховых взносов <..>, которая должна быть соотнесена с их материальным положением и финансовым состоянием", - говорится в документе.

Минфин отмечает, что стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года, утвержденная правительством, приоритетом определяет развитие добровольных видов страхования, тогда как введение обязательного страхования возможно при условии, что иными методами, помимо введения законом отдельного вида обязательного страхования, нельзя обеспечить защиту интересов физических и юридических лиц.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Конкретных рецептов создания общероссийской системы страхования имущества от стихийных бедствий Минфин не приводит и для выполнения поручения Медведева предлагает провести совещание в правительстве с участием заинтересованных министерств и ведомств, ГПУ президента и Банка России.

Ведомство при этом сообщает, что в ряде субъектов РФ действуют программы добровольного страхования имущества граждан, большинство которых предусматривают упрощенный порядок страхования за счет включения оплаты страховки в счет на оплату услуг ЖКХ, а также невысокую стоимость страховой защиты за счет субсидирования.

Кроме того, в случае чрезвычайной ситуации оказание финансовой помощи гражданам осуществляется из резервного фонда правительства, а также за счет средств бюджетов.

Год назад, когда вопрос обязательного страхования жилья обсуждался в связи с летним наводнение на Кубани, страховщики разделяли позицию Минфина о том, что камнем преткновения на пути создания системы является ГК. При этом, в случае разрешения этого конфликта, страховщики предлагали несколько вариантов быстрого запуска системы. Так, например, она могла бы вводиться поэтапно и затрагивать сначала только владельцев частных домов, для которых жилье является единственным, либо страхование могло бы осуществляться на страховые сумму в размере стоимости постройки типового жилья для одной семьи.

ЦБ и Минфин, разделив полномочия на страховом рынке, избежали конфликта интересов – Моисеев. Обзор публикаций прессы за 17 сентября