Menu
RSS

Государственное регулирование страхового рынка в условиях интеграции

  • Автор: allinsurance.kz

Как известно, в условиях современной мировой экономической системы ни одно государство не может существовать изолированно от других государств. Международная торговля и интеграция в те или иные международные объединения становятся на сегодняшний день одной из важнейших внешнеэкономических и внешнеполитических задач каждого государства, заинтересованного в дальнейшем развитии своей экономики.

В этой связи в целях укрепления экономических взаимоотношений, повышения экономического роста страны с момента обретения независимости Республикой Казахстан проводятся активные мероприятия, направленные на развитие интеграционных отношений, в рамках различных интеграционных объединений, как Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Содружество независимых государств и Всемирная торговая организация.

За последнее десятилетие в мире произошли большие перемены, ускорились темпы развития мировой, региональной и национальных экономик, неизмеримо возросла и роль страхования.

Страховой рынок Республики Казахстан характеризуется положительным ростом страховых премий. Совокупный объём страховых премий, собранных за 2012 год, составил 211 млрд тенге, увеличившись по сравнению с показателем 2011 года на 20,5 %. Основной вклад в развитие страховой отрасли внесло добровольное личное страхование. Страховые премии по страхованию жизни увеличились на 59 %.

Объём премий, переданных на перестрахование в 2012 году, составил 65,1 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 0,5 %. Основными партнёрами по перестрахованию страховых организаций Республики Казахстан на сегодняшний день являются перестраховочные организации Российской Федерации (19,1 %), Великобритании (24,1 %), Германии (8,6 %) и Украины (4 %).

Вместе с тем, несмотря на то, что страховой сектор стремительно вырос с начала 2004 года, его роль в экономике страны всё ещё незначительна. Так, отношение страховых премий к ВВП составило по итогам 2012 года всего 0,67 %, а средний размер страховой премии на душу населения - около 83 долларов США.

Активы и собственный капитал страховщиков по сравнению с 2003 годом увеличились более чем в 10 раз. Размер собственного капитала страховых организаций существенно превышает размер их обязательств, в том числе и страховые резервы. Нормативы достаточности маржи платёжеспособности страховщиков значительное превышают минимальное значение. Поэтому вопрос интеграции страховых рынков стран Таможенного союза, ЕврАзЭС с учётом объёмов рисков, присущих экономикам наших стран, на сегодняшний день является одним из актуальных.

Основа для интеграции страховых рынков стран Таможенного союза была заложена при подписании Соглашения о Таможенном союзе, заключенного в 1995 году между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в котором было подтверждено намерение о создании экономического союза путём поэтапного формирования Таможенного союза.

В Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве государства, учитывая стремление сторон стать членами Всемирной торговой организации, выразили решимость завершить формирование Таможенного союза и создать Единое экономическое пространство.

В 2003 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества. В соответствии с этим Соглашением стороны, обладая полной независимостью в вопросах реализации государственной политики в области страхования, принимают совместные меры по гармонизации нормативно-правовой базы страхования, совершенствованию порядка лицензирования деятельности, осуществляемой страховыми организациями. Соглашение предусматривает также создание единой информационно-статистической базы для органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности, а также широкий обмен опытом в области обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В 2009 году в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) был принят Протокол о создании общего страхового рынка стран ЕврАзЭС, подготовленный в целях исполнения Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы.

Протокол направлен на устранение препятствий различного характера, связанных с отсутствием страховой защиты или некачественным страхованием торговых и инвестиционных операций между странами ЕврАзЭС. Протокол разработан в целях углубления экономического сотрудничества, развития страховых рынков стран ЕврАзЭС, а также приведения страхового законодательства в соответствие с международными стандартами. На сегодняшний день Протокол находится на стадии реализации.

Вместе с этим для правильной и эффективной интеграции рынков необходимо наличие полноценной информации об уровне регулирования и надзора стран - участниц Сообщества. В этих целях проводился соответствующий сравнительный анализ законодательств. Однако темпы развития и совершенствования регулирования и надзора в текущих экономических условиях требуют актуализации имеющейся информации.

Необходимо также отметить, что мероприятия по интеграции страховых рынков осуществляются в рамках Единого экономического пространства в соответствии с Соглашением о торговле услугами и инвестициях и Соглашением о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

В рамках указанных Соглашений будут предприняты меры по постепенному снятию существующих ограничений на финансовом рынке посредством гармонизации законодательств, в том числе на страховом рынке. Применение достигнутых договорённостей в рамках данных Соглашений создаст условия для проведения эффективной согласованной экономической политики Сообщества.

Вместе с тем необходимо отметить, что в целях эффективной реализации основных положений указанных Соглашений странам необходимо привести требования страхового законодательства в соответствие с международными стандартами, в частности Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН). Так, к примеру, при анализе соответствия российского страхового надзора стандартам и принципам МАСН в рамках Отчёта Международного валютного фонда по оценке стабильности финансового сектора выявлены расхождения с установленными международными стандартами. В частности, требуется установление требований к системе внутреннего контроля и управления рисками, требований к раскрытию информации по сделкам со связанными лицами, усиление корпоративного управления в страховых организациях, а также налаживание взаимодействия с зарубежными уполномоченными органами для осуществления консолидированного надзора и внедрения регулирования по сделкам с производными финансовыми инструментами.

В Республике Казахстан большинство указанных вопросов  урегулировано в рамках страхового законодательства. Вместе с тем требуется решение вопросов, связанных с регулированием сделок с производными финансовыми инструментами, принятие мер по борьбе с отмыванием денег и противодействию терроризму, а также усилению корпоративного управления в страховых организациях.

Имеющиеся несоответствия требованиям международных стандартов и принципов свидетельствуют о необходимости дальнейшей интеграции посредством гармонизации национальных законодательств стран ЕЭП/Таможенного союза в целях обеспечения эффективного функционирования единого страхового рынка. Только при общих условиях/правилах регулирования возможно создание и функционирование единого страхового рынка, чтобы «правила игры» были понятны и известны всем его участникам. Как уже отмечалось выше, реализации поставленных задач возможна только при наличии полной и объективной информации о текущем уровне регулирования и надзора в странах-участницах.

Таким образом, в настоящее время существующая договорная база стран Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза по вопросам регулирования страхового рынка находится на стадии развития. Вместе с тем в действующих в настоящее время соглашениях и договорах между государствами, входящими в ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство, уже закреплены правовые нормы, направленные на согласование  деятельности и переход к единым стандартам и практике регулирования страховой деятельности.

 

 Нурлан АБДРАХМАНОВ, директор департамента методологии контроля и надзора Национального Банка КазахстанаНурлан АБДРАХМАНОВ, директор департамента методологии контроля и надзора Национального Банка Казахстана

 - Как вы оцениваете условия вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию?

 - Условия вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию нельзя назвать в отношении отечественного страхового рынка протекционистскими по сравнению с другими станами. Страховой рынок у нас развит неравномерно, и есть секторы, которые пока требуют элементарного развития, а не здоровой конкуренции. Поэтому в целом условия на финансовом рынке для внешних игроков при вступлении Казахстана в ВТО довольно либеральные.

Сейчас для нас более приоритетными являются выстраивание правильного вектора движения и подготовка регулятивной базы на срок не менее пяти лет для того, чтобы решить одновременно две задачи - вступление в ВТО и интеграцию в рамках Единого экономического пространства.

 

 - Планируется ли в Казахстане принятие перспективной программы развития страхового рынка по примеру России?

 - Национальный банк Казахстана активно обсуждает со страховым рынком эффективность существующих классов страхования, и в особенности - обязательных классов страхования.

На сегодняшний день в Казахстане девять видов обязательного страхования и не все они эффективно работают. Не до конца понятна также роль некоторых классов добровольного страхования и в каких областях может быть достигнута синергия от обязательных и добровольных классов страхования. Это серьёзный взаимосвязанный механизм. Для того, чтобы эффективно двигаться вперед, нужно понять те проблемы, которые накопились на сегодняшний день.

Для Национального банка важно не просто создать какой-то продукт или закрыть какую-то временную потребность. Перед Нацбанком стоит задача- выстроить такую систему страхования, чтобы по отдельной отрасли и по рынку в целом она была сбалансирована сама по себе.

Сейчас присутствует много факторов, которые могут обеспечить или, наоборот, сдержать рост страхового рынка, в этом-то и состоит несбалансированность. К примеру, вопрос перестрахования, на мой взгляд, требует поиска каких-то внутренних ресурсов, а не поиска лёгких путей для формального поддержания бизнеса. Пока все вопросы обсуждаются внутри рабочих групп, а по итогам будут приниматься взвешенные решения для развития страхового рынка на среднесрочную перспективу.

 

 - Уровень проникновения страховых услуг в России выше, чем в Казахстане, и некоторые эксперты связывают это с более либеральными условиями осуществления страховой деятельности в России по сравнению с Казахстаном. Не будет ли, на Ваш взгляд, правильным в целях развития казахстанского страхового рынка провести либерализацию регулирования?

 - Не буду уходить в детали обсуждения вопроса о том, даст ли толчок для развития страхового рынка либерализация или ужесточение регулирования. Просто вернусь к тому, что сейчас стоит задача обеспечения сбалансированного развития рынка. Что для этого необходимо - либерализация или ужесточение регулирования, - это только один фактор, другой фактор - это экономика. На самом деле всё, что не может сделать экономика,- делает регулирование. Сейчас мы видим, что отсутствует экономика, поэтому её заменяет регулирование, а это неправильно, но это - объективная реальность.

Подход Национального банка заключается в том, что необходимо понять: есть ли экономика и какими регулятивными мерами или рыночными подходами можно её стимулировать.

Ситуация не зависит только от регулятора. Либерализовать регулирование и ввести дополнительные классы обязательного страхования для того, чтобы увеличить сборы страховых премий, - это неэффективный путь, и он даст эффект на один-два года.

Для эффективного развития необходимо прежде всего понимать экономику, и уже под экономику будет выстраиваться регулирование. Регулирование, на мой взгляд, не может рассматриваться как некоторая дополнительная нагрузка, которая может ограничивать рост, и тем более как основной сдерживающий развитие фактор.

Есть и другие факторы, которые требуют комплексного обсуждения, в том числе уже и с учётом намеченных интеграционных процессов. Для этого у нас есть специальная площадка - Совет финансовой стабильности, задача которого как раз- поиск оптимальных решений с учётом мнений всех заинтересованных сторон.

 

Источник: Журнал «Рынок страхования», Апрель 2013 г.

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить