Menu
RSS

«2027»

Объем страхового рынка в РК сейчас оценивается в $1 млрд. Но страховщики считают, что к 2027 году этот рынок будет стоить $6,5 млрд. При этом, если сейчас на розничное страхование приходится всего 24% рынка, то через 15 лет его доля возрастет до 60%.

В минувший вторник в Алматы руководители крупнейших СК обсудили перспективы страхового рынка до 2027 года, а также обозначили основные проблемы отрасли. Все без исключения ждут роста. Управляющий директор «СК «Сентрас Иншуранс» Руслан Погорелов отметил, что за последние пять лет рынок страхования вырос на 24%, при среднегодовом росте в 5%. Основными драйверами роста за последние пять лет были страховки ОГПО и ОСНС – обязательные классы страхования. По мнению руководства «Сентрас Иншуранс», без обязательных классов страхования рост рынка был бы нулевым, поэтому он и «топчется на месте».


Что же до самих прогнозов, страховой омбундсман Виталий Веревкин ожидает роста рынка в три-четыре раза. Причем эксперт отметил высокий потенциал со стороны зарубежных компаний, которые принесут на рынок новые страховые продукты. Председатель правления «БТА Страхование» Сергей Лаврентьев был более оптимистичен в прогнозах: эксперт видит потенциал роста рынка в четыре-пять раз – в основном за счет новых классов обязательного страхования.

Прогнозируя дальнейший рост, страховщики отдельно остановились на рознице. Эксперты сошлись во мнении, что розничный рынок страхования должен и будет расширяться. Причем речь именно о добровольном страховании. По мнению председателя правления АО «СК «Коммеск-Омир» Дмитрия Жеребятьева, объем розницы вырастет в два раза. А г-н Веревкин «делает ставку» на иностранцев: «Зарубежные компании способны «поднять» розничный рынок».

Директор ТОО «АвтоАдвокат» Тимофей Белоконь убежден, что рост рынка будет очень волатильным и скачкообразным. Он объяснил это влиянием новых технологий и страховых продуктов. Однако управляющий директор «СК «Коммеск-Омир» Владимир Акентьев не согласился с директором «АвтоАдвоката» насчет скачкообразного роста. В свою очередь г-н Акентьев отметил важность активности среднего класса, добавив, что для резкого роста он должен составлять не менее 4%.

Председатель правления АО СК «Amanat Insurance» Зауре Сеитова считает, что неразвитость страховых розничных продаж связана с тем, что на сегодняшний день казахстанские игроки страхового сектора не готовы идти в полноценную розницу, которая, как пояснила она, на данный момент состоит практически только из обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. «Розница – это, прежде всего, инфраструктура: офисы продаж, агентская сеть, маркетинговая и рекламная поддержка, грамотно выстроенные бизнес-процессы, а также это готовность страховщика работать по эффективной схеме продаж, высокому уровню постпродажного сервиса» - пояснила она. Зауре Сеитова резюмировала, что все эти составляющие не способствуют минимизации издержек страховой компании, а наоборот, требуют достаточно серьезных финансовых вливаний, которые будут окупаться достаточно долгое время.

СК активно обсуждали медицинское страхование. Напомним, данный вид страхования является наименее рентабельным для страховщиков, однако игроки выразили готовность развивать этот сегмент.

Проведя аналогии с западом, было высказано предложение об обязательном медстраховании. Но вопросов все равно слишком много, чтобы прогнозировать более конкретно. «СК готовы к внедрению обязательного медицинского страхования, а вот готова ли нынешняя медицина РК к этому? И кто будет платить: государство, работодатель?» – поставил вопросы г-н Акентьев. Исчерпывающих ответов не последовало, однако эксперты отметили, что приход СК в медицину повысит ее качество. Но есть и обратная сторона: потенциал для мошенничеств. «Вдруг клиент застраховался от одного, а вылечат ему другое», – привел пример г-н Жеребятьев.

Отношение страховых премий к ВВП упало за последние пять лет с 1,1% до 0,6%. Для сравнения: в США этот показатель равен 4,5%, в России – 2,3%, а среднемировой показатель – 2,8%. Страховые премии в РК на душу населения в 2011 году составили $59 на человека, тогда как в Штатах – $2 130, в России – $295, а в среднем по миру показатель равен $283.

Также снижается прибыль страховых компаний от основной деятельности. Сильное падение было в кризисный 2008 год – тогда показатель сократился почти на 46%. По итогу 2011 года прибыль от основной деятельности выросла на скромные 4,4%.

Выплаты – ускорить

Интересно обстоит ситуация с выплатами. Согласно приведенной статистике, на каждые 100 тенге премий казахстанские СК выплатили по страховкам 23 тенге. Однако даже при таком низком уровне выплат прибыль страховщиков снижается. Эксперты отметили, что продажи страховок не растут в том числе из-за мнения потребителя: если выплаты у страховщика низкие, то страховка не нужна. Таким образом за пять лет прибыльность СК снизилась с 34% до 13%, а в денежном выражении – практически в два раза: с 31 млрд до 17 млрд тенге.

Но это не единственная проблема. Даже топ-менеджмент СК сталкивается с бюрократическими «проволочками» по получению страховой выплаты, что уж говорить о потребителях. Представители «Сентрас Иншуранс» выдвинули предложение внедрить типовые условия выплат, снизить неденежную франшизу.

Если условия выплат по страховкам улучшатся, то будет и рост рынка. Для этого нужно сократить как сроки выплат, так и повысить удобство самой процедуры. К примеру, куда удобней, если страховщик сходит один раз в суд за решениями по выплатам, нежели если это будут делать все застрахованные по отдельности. Такая организация сделает процесс получения выплаты значительно эффективней. Г-н Погорелов даже выдвинул идею о создании рейтинга СК по удобству выплат.

Эксперты считают необходимым внедрение единого стандарта оценки ущерба, который отразится и на продажах страховых продуктах, и на эффективности рынка в целом. Г-н Жеребятьев отметил, что в 90% случаев сразу видно, кто виноват и наступил ли страховой случай – так зачем тянуть с выплатой? В свою очередь Виталий Веревкин выделил две проблемы. «Страховщикам иногда надо признавать, что они должны платить», – обозначил он первую проблему и пояснил, что СК должны делать выплаты, если объективно они должны это сделать, невзирая на формулировки. «Иначе доверие клиентов ко всей отрасли будет подорвано». Второй проблемой омбундсмен назвал необходимость «общего знаменателя»: «Мы даже сами порой не знаем, от чего страхуем – нужна четкая формулировка страховых случаев».

Реформы и инновации

Среди потенциальных нововведений эксперты обсудили возможность страховщиков создавать страховые кластеры. Смысл кластера в том, что страховщик может сам проводить техосмотр транспорта, иметь свои медклиники на страховой случай и другие «вспомогательные пристройки». По мнению «Сентрас Иншуранс», такие кластеры обязательны в СК и через 15 лет их будет семь-восемь штук.

Будущее европротокола (упрощенный метод урегулирования убытков, прямое возмещение – «Къ») в РК эксперты оценили очень разноречиво. Если в «Сентрас Иншуранс» считают этот элемент эффективным, то г-н Акентьев не видит в нем необходимости: «На Россию приходится всего 2%, а на саму Европу 15% случаев урегулирования по европротоколу». Эксперт отметил, что европротокол задумывался для Европы, а не для нас. «Кроме того, я прогнозирую рост мошенничеств в три раза при введении автоматических процедур урегулирования», – добавил Владимир Акентьев. С ним согласился и г-н Лаврентьев, отметив потенциал для «подстав».

Что же касается страховых агентов, то эксперты высказали ряд недовольств в их адрес. В частности, дорогой сбыт страховых продуктов, что снижает рентабельность бизнеса. Однако полностью упразднять класс не собираются: агенты, по мнению экспертов, должны развивать добровольное розничное страхование, а нишу обязательного страхования со временем покинуть. Тимофей Белоконь убежден, что «агент не имеет права на свои 50% за просто так».

Не обошли эксперты и вопрос взаимоотношений с регулятором (представителей которого, увы, не было на конференции – «Къ»). Позиция некоторых экспертов была такова, что регулирование не должно идти впереди практики – это затрудняет работу. Таким образом, было обозначено много вопросов и проблем, также как и поставлено задач. Но для позитивных перемен нужны действия. Сбудутся ли прогнозы экспертов, зависит по большей части от них самих – в частности от СК, которые они возглавляют.

Каким эксперты видят страховой рынок в 2027 году (по данным «Сентрас Иншуранс»)

– Объем рынка составит 1,3% ВВП или $6,5 млрд. – На рынке останется семь-восемь страховых компаний, представляющих из себя страховые кластеры с собственной инфраструктурой.– Розница будет занимать около 60% рынка.– Основными драйверами розницы будет автоКАСКО, имущество и медицинское страхование.– 90% полисов обязательного страхования будет продаваться посредством Интернета, мобильных телефонов и других технических средств.– Страховой полис будет существовать в электронном виде, «зашиваться» в чипы удостоверений, водительских прав, банковских карт.– Страховые агенты будут продавать только добровольное страхование.– Уровень страховых выплат составит 70–80% от премий.

 

Источник: www.kursiv.kz

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить