20
Сб, апр

Сколько стоит «кот в мешке»?

PC: Слабое развитие добровольных розничных видов страхования почему-то списывают на низкую страховую культуру населения. Но, к сожалению, точного ответа на вопрос «Что такое страховая культура?» так никто и не дал. Как правило, когда заходит речь о страховой культуре, то под этим понятием подразумевают весьма расплывчатый перечень того, чего народу не хватает, чтобы страхование начало развиваться бурно и всерьёз. Основная причина, которая звучит чаще всего, - недоверие населения к страховой системе и неверие в порядочность страховщиков. Народная поговорка «Хоть страхуй, хоть не страхуй, все равно ничего не получишь!» отражает отношение населения к страхованию, и причиной тому события не таких далеких лет.

Дискредитация страхования началась во времена перестройки, когда государственный страховой монстр Госстрах прекратил свое существование. Смутные времена «новых страховщиков», когда подобно мухам-дроззофилам страховые компании плодились, недолго жили и бесследно исчезали, тоже не убедили население в пользе и надёжности страхования. Да и собственно до недавнего времени страховой рынок еще сотрясали дефолты не самых «мелких» страховщиков, что тоже было не на пользу имиджу страхового рынка.

Единственным стимулирующим фактором, который хоть как-то заставляет население интересоваться страхованием, - это обязательные виды, которые в основном воспринимаются как «неотвратимая напасть», и многие избегают её всяческими возможными, в том числе и незаконными способами. Ещё одно расхожее мнение: страхование есть ничто иное, как пустая трата денег, особенно если за время действия страхового договора ничего не происходит, то возникает ощущение, что платить приходится непонятно за что. И вопрос ценообразования на такую услугу для страхователя тоже остаётся «загадочным» из разряда стоимости «кота в мешке».

Единственный выход, который просматривается для разрешения ситуации, - информация из первых рук. Редакция журнала при участии страховых компаний открывает регулярную рубрику - «Круглый стол». Собеседники за «круглым столом» - профессиональные страховщики, которые знают ситуацию «изнутри».

Тема первого «круглого стола» -

Какова реальная стоимость страхования и почему оно не должно стоить дешевле 

Вопросы для обсуждения:

  • Как страховая компания формирует стоимость розничного страхового продукта, не имея активного рынка и достаточной статистики?
  • Насколько адекватна возможность страховщика покрыть убытки в случае неадекватных тарифов?
  • Как вы относитесь к ценовому демпингу в страховании?
  • Насколько оправдан ценовой демпинг в условиях рыночной конкуренции?
  • Каковы последствия ценового демпинга для компании и рынка в целом?
  • Пользуется ли ваша компания такими технологиями?

Айман МУХТЫБАЕВАпредседатель правления АО «КСЖ БТА Жизнь»

- Не секрет, что в добровольном страховании жизни активно используют данные статистики мирового рынка. Отсутствие собственной достаточной статистической базы компенсируется знаниями и опытом партнеров по перестрахованию. Что в целом минимизирует риск применения неадекватных тарифов.

В то же время в обязательных видах страхования используются законодательно регулируемые тарифы страхования, последствия которых могут быть оценены только в долгосрочной перспективе. В социальном аннуитетном страховании также законодательно определены таблицы смертности и инвалидности.

Повышение качества медицинских услуг, увеличение продолжительности жизни могут привести к увеличению обязательств. Но пока рано говорить как о возможных убытках, так и о возможной прибыли. В текущей ситуации, на первый взгляд, данные классы могут генерировать прибыли для страховых компаний.

Учитывая, что основным источником для урегулирования убытков являются страховые резервы, могу сказать, что кроме вопроса тарификации, не менеё важным является формирование достаточных страховых резервов. Покрытие убытков возможно только при адекватном резервировании. Здесь все зависит от подхода страховой компании к их формированию. От подхода зависят и возможности покрытия убытков.

Меняется отношение к формированию страховых резервов и со стороны надзорного органа, что нашло отражение в последних нормативных актах Агентства по финансовому надзору.

В краткосрочных договорах страхования - до года - «ошибка» в тарифах может быть исправлена достаточно быстро, и уже, скажем, в краткосрочной перспективе бизнес может показать лучший результат. В долгосрочных договорах страхования такая «ошибка» будет стоить дорого для страховой компании и для её акционеров.

Цена за страховую услугу должна быть адекватной принимаемому риску. Это принцип определения стоимости страхового продукта в нашей компании. Безусловно, с таким принципом сложно конкурировать с компаниями, для которых снижение цены - единственный способ получить клиента. Возможно, такие компании недооценивают последствия демпинга для отрасли в целом, не только для конкретно отдельной компании, но и для отрасли в целом с точки зрения её рентабельности.

Демпинг до определенного уровня интересен потребителю, так как позволяет формировать адекватную цену, но при этом не должен работать против рынка и против самих потребителей услуг. Низкая цена не является гарантией исполнения обязательств.

Жанар КАЛИЕВА, председатель правления АО «СК «AllianzKazakhstan»

- Статистики по розничным продуктам очень мало, рынок недостаточно развит. Поэтому пока страховщики идут «друг за другом», анализируют действия конкурентов и продукты ближнего зарубежья, в частности России, стараются сделать чуть-чуть лучше: расширить покрытие, снизить тариф. Больше преимуществ у страховых компаний, которые изначально ритейловые и достаточно давно занимаются розничными продуктами, они опираются на свою собственную статистику и понимание выгодности и прибыльности того или иного продукта.

В отношении демпинга могу сказать следующее: наша компания вообще не приемлет политику демпинга. Страхование - это такая же услуга, как и любая другая, которая может быть качественной и не очень. Все мы понимаем, что качество, которое мы гарантируем, не может стоить дешево. Не всегда понимается специфика страхования: Страховая компания получает страховую премию, но это не становится нашим доходом в ту же минуту. В первую очередь под этот договор должны сформироваться адекватные резервы на возможные страховые случаи. Далеё вычету подлежат аквизиционные и административные расходы, перестраховочные премии, налоги. Страховая премия за минусом всех расходов зарабатывается страховщиком на протяжении всего периода действия договора.

А к чему ведёт демпинг в страховании? К тому, что, во-первых, страховщику не хватает денег на качественное перестрахование, особенно по крупным рискам, где это абсолютно необходимо, чтобы обезопасить себя и своего клиента. Во-вторых, недостаточно резервируется средств на возможные страховые случаи, и страховщик рискует своим собственным капиталом, и очень серьёзно. В-третьих, рынок клиентов расслабляется, если клиент видит, что компания оценивает риск, условно, в 10 тенге, другая - в 7 тенге, а третья - в 3 тенге, он понимает, что застраховаться можно вообще за одну копейку, если такой разбег цены за страховку. А это не только не стабилизирует рынок, но делает его беспорядочным и некачественным.

Мы абсолютно не придерживаемся этой политики. Наш брэнд - дин из самых дорогих в мире, и мы должны нести и защищать репутацию брэнда. «Allianz» никогда не была «дешевой» компанией, мы даём гарантии и соблюдаем политику справедливых выплат.

На наш взгляд, демпинг - это уже не рыночная конкуренция, это просто извращенное желание любым способом забрать клиента. Страховые компании, которые так делают, не мыслят стратегически и на перспективу развития собственного и рынка.

Владимир АКЕНТЬЕВ, заместитель председателя правления АО «СК «Коммеск-?мір»

- Существующие методики расчёта тарифов, которые были впервые изложены в российском журнале «Страховое дело» еще в 1993 году, позволяют достаточно точно рассчитать тарифы даже при отсутствии должной статистики. Одна их них была предусмотрена для массовых видов страхования, а вторая - как раз для новых видов. Эта методика для расчёта тарифов рекомендует принимать убыточность равной 0,6-0,7 по отношению к страховой сумме. Конечно, вероятность, неточности расчёта всегда есть, поэтому тарифы в дальнейшем с накоплением необходимой статистики могут пересматриваться в сторону уточнения.

А возможность страховщика покрыть убытки достаточно велика по той причине, что новые виды страхования не носят массового характера и ранее сформированных страховых резервов для этого хватает.

К ценовому демпингу отношусь отрицательно, и не только в страховании. В конечном счёте он дает только видимость дохода и ведёт к разорению компании в любой отрасли. Не будем далеко ходить за примерами - компания «Алтын Полис», которая, хотя и демпинговала опосредованно - не снижала тарифы, но завышала комиссии агентам и в итоге обанкротилась. Такую тактику считаю неоправданной, она ведёт лишь к снижению устойчивости самих компаний, а также к уменьшению возможностей всего страхового рынка и подрыву его авторитета.

Практически за 20 лет своего существования наша компания никогда не пользовалась такими методами. За эти годы мы выступали только в качестве организующего ядра по консолидации страховщиков по противодействию данному явлению.



Зауреш ДАЛЕЕВА, председатель правления СК «Альянс Полис»

- Ценовой демпинг с точки зрения маркетингового хода используют, наверное, многие компании. Но законы добросовестной конкуренции определяют проводить данный процесс гибко и оправданно. Могу сказать, что ни одна компания просто так на рынке страхования демпинговать не будет. Если компания искусственно снизит стоимость по одному  определённому страховому продукту, значит, она нашла для этого ресурсы - например, более дешевое перестрахование. Но цена по другим продуктам может перекрыть это снижение, чтобы оно было выгодным для бизнеса. Также в компаниях возможна и противоположная ситуация. Например, - если мы, учитывая все показатели, определяем, что программа «КАСКО» будет стоить, скажем, 5 % от стоимости автомобиля при данных рисках, а на рынке она стоит 3 %, то за 5 % её никто не приобретет. Значит, мы вынуждены её адаптировать и продавать по условиям рынка, то есть за 3 %.

 

 

 

 

 

Ержан КОНУРБАЕВ, председатель правления АО «КСЖ Астана-финанс»

- Стоимость розничных продуктов во многом определяется самим рынком, то есть на основе предыдущего опыта страховых компаний, исходя из соотношения спроса и предложения. В этом плане более крупные компании имеют преимущество перед более мелкими, так как могут себе позволить продавать страховые продукты практически на уровне себестоимости и зарабатывать за счет массовости, предоставления комплексных услуг и колебаний уровня убыточности.

Кроме того, страховые компании имеют свою, пусть и ограниченную, статистику, владеют информацией от перестраховщиков. Со временем страховые компании имеют возможность оперативно вносить корректировки в свои тарифные планы и таким образом выравнивать ситуацию.

К ценовому демпингу как к способу захвата рынка у меня отношение ровное. Главное в этом деле - нащупать ту грань, когда необходимо либо начать получать прибыль, либо, если демпинг не сработал, - вовремя остановиться. На начальном этапе необходима, конечно, качественная оценка своих возможностей и возможностей конкурентов, а также чувствительность рынка к ценам на услуги. Поэтому если демпинг качественно продуман, то ничего страшного в нем нет. АО «КСЖ Астана-финанс» пользуется, но лишь отчасти.

 

 

Мурат КЫЛЫШБАЙ, заместитель председателя правления АО "Нефтяная страховая компания"

- Вспоминая печальный опыт компании «Алтын-Полис», убеждаемся: тактика ценового демпинга в страховании лишний раз доказала, что недобросовестная конкуренция недолговечна, очень негативно отражается как нас самой СК, так и на рынке в целом. Данный пример стал прецедентом, позволившим регулятору ввести чёткие ограничения по величине агентского вознаграждения по обязательным видам страхования. На сегодняшний день на рынке функционируют несколько компаний, идущих по пути «Алтын Полиса», выдающих агентские вознаграждения до 45 %, несмотря на требования законодательства. Для сиюминутной выгоды СК, скорейшего увеличения рыночной доли демпинг является хорошим маневром, однако в разрезе каждого следующего года страховая компания теряет значительную часть страховых резервов, необходимых для осуществления выплат их же клиентам. Компания «НСК» даёт категорически негативную оценку подобной тактике и не приемлет её - в первую очередь из-за желания иметь добросовестных отношений со своими клиентами.

 

 

 

 

 

Игорь ЯКОВЕНКО, заместитель председателя правления АО «Страховая Компания «Amanat Insurance»

- За 15 - летний период развития страхового рынка страховые компания накопили достаточную страховую статистику, позволяющую адекватно рассчитывать стоимость розничных страховых продуктов. В то же время казахстанские страховые компании активно сотрудничают с российскими страховыми компаниями, которые активно осуществляют деятельность на розничном российском страховом рынке.

Кроме того, на формирование стоимости розничного продукта может влиять договор облигаторного перестрахования страховых рисков. Думаю, что в настоящеё время у казахстанских страховых компаний существует реальная возможность формировать адекватные тарифы по страховым продуктам.

Но если страховая компания осуществляет страхование по неадекватным тарифам или без должного управления рисками, то существуют только два основных способа покрыть убытки - либо за счёт страховых резервов, либо за счёт инвестиций акционеров.

Как мне кажется, к ценовому демпингу любая страховая компания относится негативно, и если кто прибегает к демпингу, то только для того, чтобы захватить определённую долю рынка. Но если страховая компания увлекается этим, то это приводит к очень плачевным результатам, о чем можем свидетельствовать принудительную ликвидацию двух розничных страховых компаний - «Алтын Полис» и «Премьер Страхование».

Ни одна долгосрочная стратегия развития не может позволить длительного применения демпинга, так как демпинг не позволяет развиваться в долгосрочном периоде ни страховой компании, ни страховому рынку. Демпинг не позволяет создать адекватные страховые резервы, а покрытие страховых резервов за счёт собственного капитала или инвестиций акционеров ни к чему положительному не приводит.

Думаю, что ужесточение требований Агентства финансового надзора в области финансовой устойчивости страховых компаний также направлено на предотвращение демпинга. Наша компания такими технологиями не пользуется.


Источник: Журнал «Рынок страхования»  № 1 (76), Январь 2011 г.